Инклюзивное образование в дошкольных группах


Ранняя помощь (перейти на страницу)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

        Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

       Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
         С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».
        В Российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
       Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
       Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

    Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в дошкольных группах  здоровых детей и детей с особенными потребностями.
                                          

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

      На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)

 Инклюзивное образование 


​Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре»

​​​​Ознакомиться ​
​Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»​​​Ознакомиться
​Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры»​​Ознакомиться
Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
​​​Ознакомиться​
​​Приказ департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска от 05.11.2019 № 790-П "Об организации деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций"​​​Ознакомиться​

Приказ МБОУ "СОШ №6" от   25.05.2020 "Об организации психолого-педагогического консилиума МБОУ «СОШ №6» в дошкольных группах"

​​Ознакомиться

Положение  о психолого- педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»

 

​​​Ознакомиться​
​​Согласие родителей (законных представителей) на психолого - педагогическое обследование воспитанника​​​Скачать​
​Заявление на комплексное психолого - педагогическое обследование ребёнка​​​Скачать​

Согласие на обучение  по  адаптированной образовательной  программе

​​Скачать


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ МБОУ "СОШ №6"  в дошкольных группах

Задачами  Психолого - педагогического консилиума  являются:

  • Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об Учреждения психолого-педагогического сопровождения.
  • Разработка рекомендаций по Учреждения психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
  • Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

​Кадровый состав Психолого - педагогического консилиумМБОУ «СОШ №6» в дошкольных группах:

п/п

ФИО работника

Должность

1

Барматина Татьяна Николаевна

Директор

2

Перемитина Марина Вячеславовна

Заместитель директора, председатель ППк

3

Лозовик Татьяна Петровна

Старший воспитатель, ответственное лицо за организацию ППк

4

Карандашова Марина Валериевна

Педагог - психолог

​5 Исакова Светлана Анатольевна 
Гюллира Равиловна Султанова ​
​Учителя -логопеды



График и место работы психолого-педагогического консилиума

МБОУ «СОШ №6» (дошкольные группы)

Психолого-педагогический консилиум МБОУ «СОШ №6» работает в помещении МБОУ «СОШ №6»: город Нефтеюганск, 8 микрорайон здание №25

Заседание ППк проводятся в период учебного года с сентября по июнь в виде плановых и внеплановых заседаний по средам с 13:00 до 15.00


N п/п

Плановые заседания

Сроки

Ответственные

1.

Заседание 1

октябрь

старший воспитатель

педагог-психолог

2.

Заседание 2

декабрь

старший воспитатель

педагог-психолог

3.

Заседание 3

январь

старший воспитатель

педагог-психолог

4.

Заседание4



май

старший воспитатель

педагог-психолог

Проведение внеочередных заседаний при зачислении воспитанников с ОВЗ, при направлении воспитанников на ТПМПК


План работы Психолого - педагогического консилиумана 2020-2021 учебный год

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Обследование вновь поступивших в  ДОУ воспитанников  с ОВЗ  (исследование особенностей развития познавательных процессов и особенностей развития эмоционально-волевых свойств личности)

Декабрь-август

Педагог – психолог

Учитель - логопед

2

Выявить уровень сформированности психических процессов воспитанников старших и подготовительных групп

декабрь

Педагог - психолог

3

Заседание № 2 Тема: Промежуточные результаты индивидуальной работы с воспитанниками
Цель: Изучение результатов углубленной помощи детям, имеющим проблемы в развитии по программам индивидуального сопровождения. Степень их вовлеченности в дополнительное образование

декабрь

Учитель логопед, Педагог - психолог

4

Заседание № 3 Тема: Анализ результатов мониторинга с воспитанниками по итогам 1 полугодия

Цель: Изучение результатов углубленной помощи детям, имеющим проблемы в развитии по программам индивидуального сопровождения. Степень их вовлеченности в дополнительное образование

январь

Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк

5

Обследование речи воспитанников средних и старших групп для зачисления на логопедические занятия на 2021 – 2022 учебный год

апрель-май

Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк

6

Заседание № 4 Тема: Итоги работы за год
Цель: планирование коррекционно-развивающей  помощи детям на летний период. Результаты предварительного комплектования группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

май

Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк

7

Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов, родителей (законных представителей),   при зачислении воспитанников с ОВЗ, при направлении воспитанников на ТПМПК по мере необходимости.

в течение года

Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк