Инклюзивное образование в дошкольных группах
Ранняя помощь (перейти на страницу)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».
В Российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в дошкольных группах здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014)
Инклюзивное образование
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре» | Ознакомиться |
Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» | Ознакомиться |
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры» | Ознакомиться |
Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» | Ознакомиться |
Приказ департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска от 05.11.2019 № 790-П "Об организации деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций" | Ознакомиться |
Приказ МБОУ "СОШ №6" от 25.05.2020 "Об организации психолого-педагогического консилиума МБОУ «СОШ №6» в дошкольных группах" | Ознакомиться |
Положение о психолого- педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» | Ознакомиться |
Согласие родителей (законных представителей) на психолого - педагогическое обследование воспитанника | Скачать |
Заявление на комплексное психолого - педагогическое обследование ребёнка | Скачать |
Согласие на обучение по
адаптированной образовательной
программе | Скачать |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ МБОУ "СОШ №6" в дошкольных группах
Задачами Психолого - педагогического консилиума являются:
- Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об Учреждения психолого-педагогического сопровождения.
- Разработка рекомендаций по Учреждения психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
- Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
Кадровый состав Психолого - педагогического консилиумМБОУ «СОШ №6» в дошкольных группах:
№ п/п | ФИО работника | Должность |
1 | Барматина Татьяна Николаевна | Директор |
2 | Перемитина Марина Вячеславовна | Заместитель директора, председатель ППк |
3 | Лозовик Татьяна Петровна | Старший воспитатель, ответственное лицо за организацию ППк |
4 | Карандашова Марина Валериевна | Педагог - психолог |
5 | Исакова Светлана Анатольевна Гюллира Равиловна Султанова | Учителя -логопеды |
График и место работы психолого-педагогического консилиума
МБОУ «СОШ №6» (дошкольные группы)
Психолого-педагогический консилиум МБОУ «СОШ №6» работает в помещении МБОУ «СОШ №6»: город Нефтеюганск, 8 микрорайон здание №25
Заседание ППк проводятся в период учебного года с сентября по июнь в виде плановых и внеплановых заседаний по средам с 13:00 до 15.00
N п/п | Плановые заседания | Сроки | Ответственные |
1. | Заседание 1 | октябрь | старший воспитатель педагог-психолог |
2. | Заседание 2 | декабрь | старший воспитатель педагог-психолог |
3. | Заседание 3 | январь | старший воспитатель педагог-психолог |
4. | Заседание4
| май | старший воспитатель педагог-психолог |
Проведение внеочередных заседаний при зачислении воспитанников с ОВЗ, при направлении воспитанников на ТПМПК |
План работы Психолого - педагогического консилиумана 2020-2021 учебный год
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1 | Обследование вновь поступивших в ДОУ воспитанников с ОВЗ (исследование особенностей развития познавательных процессов и особенностей развития эмоционально-волевых свойств личности) | Декабрь-август | Педагог – психолог Учитель - логопед |
2 | Выявить уровень сформированности психических процессов воспитанников старших и подготовительных групп | декабрь | Педагог - психолог |
3 | Заседание № 2 Тема: Промежуточные результаты индивидуальной работы с воспитанниками | декабрь | Учитель логопед, Педагог - психолог |
4 | Заседание № 3 Тема: Анализ результатов мониторинга с воспитанниками по итогам 1 полугодия Цель: Изучение результатов углубленной помощи детям, имеющим проблемы в развитии по программам индивидуального сопровождения. Степень их вовлеченности в дополнительное образование | январь | Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк |
5 | Обследование речи воспитанников средних и старших групп для зачисления на логопедические занятия на 2021 – 2022 учебный год | апрель-май | Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк |
6 | Заседание № 4 Тема: Итоги работы за год | май | Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк |
7 | Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов, родителей (законных представителей), при зачислении воспитанников с ОВЗ, при направлении воспитанников на ТПМПК по мере необходимости. | в течение года | Старший воспитатель, Специалисты, члены ППк |